[СоПСо] СООБЩЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЦИОЛОГОВ

ГРАНТ МЭРА МОСКВЫ ДЛЯ НКО «НАШЕ НАСЛЕДИЕ.
СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО ДОСТОЯНИЯ»


>> Вернуться на начальную страницу


- Исследование исторической памяти москвичей

- Историческое и архитектурное наследие как фактор развития городской среды

- Социология города сквозь призму восприятия изобразительного искусства


Грант мэра Москвы для НКО «Наше наследие. Сохранение культурного и исторического достояния»

____________________________________________________

Душа и город Евгения Куманькова:
дыхание исторической памяти Москвы


17 февраля 2019 года в Библиотеке им. Е.А. Фурцевой пройдет открытие выставки работ художника Народного художника России, Золотой кисти России Е.И. Куманькова. Концепция выставочной экспозиции прежде всего фокусируется на графических произведениях, посвященных Москве, ее историческому облику и уходящей старине. Е.И. Куманьков – это лирик, переживающий трансформацию городского пространства, воспринимающий уход архитектурно-исторического наследия как утрату своей личной идентичности в современном мире. Документальность изображений, точность воспроизведения архитектурных форм и живой городской среды сочетаются с глубоким психологическим нарративом, повествованием о жизни человека в предложенном историческом контексте. Сам художник называл свою московскую серию главным полотном своей жизни, разбитым на десятки и сотни отдельных графических и живописных «кадров».

Экспозиция выставки «Душа и город Евгения Куманькова» включает в себя тщательно отобранную коллекцию московских рисунков, выполненных с натуры цветными карандашами, углем, сангиной на бумаге альбомного формата 48 х 63 в период с конца 1950-х и вплоть до 2010 годов. В дополнении к этому в экспозицию вводятся городские пейзажи большого формата, выполненные в технике пастели.

Биография

Евгений Иванович Куманьков (29 февраля 1920, Смоленск – 12 марта 2012, Москва) – выдающийся советский и российский художник-график, художник-постановщик, народный художник РСФСР (1981), лауреат премии «Золотая кисть России».
Окончил художественный факультет ВГИКа в 1943 году. С 1945 года занимал должность художника-постановщика киностудии «Мосфильм». На его счету работы над фильмами «Иван Васильевич меняет профессию», «12 стульев», «Не может быть!», «Садко», «Капитанская дочка», «Мёртвые души», «Метель», «Инкогнито из Петербурга» и др.
С 1974 по 1999 года являлся главным художником Академического Малого театра, автором декораций и костюмов к многим спектаклям, включая «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис», «Горе от ума», «Русские люди», «Любовь Яровая», «Дети Ванюшина», «Господа Головлёвы» и др.

Культурно-образовательная программа выставки:

Молодежный квест «Душа и город». Инициируется и организуется молодежная поисковая экспедиция по сюжетам московских пейзажей Е. Куманькова. Экспедиция с участием студентов и магистров МГУ, НИУ ВШЭ и РГСУ берет свое начало на выставке Е. Куманькова. Студенты знакомятся с экспозицией и получают соответствующие эстетические, исторические и культурологические ориентировки. В дальнейшем поисковые группы, вооруженные современными аудио-видео-средствами, отправляются по адресам городских рисунков художника и фиксируют современное состояние городской среды, некогда изображенной Е. Куманьковым. Участники экспедиции фокусируются на социологическом анализе реальности города «тогда и теперь», проводят культурологические параллели, создают исторический фон, рассматривают сложные схемы репрезентаций исторического контекста в жизни современного человека, а также составляют своего рода маршрутную «ментальную карту» путешествия по городу. Экспедиция завершается научной конференцией в помещении выставки с участием видных краеведов, активистов «Архнадзора», историков и искусствоведов.

Социологическое исследование по теме «Запечатленная история Москвы как фактор межпоколенной сплоченности жителей города». На площадке выставки это исследование проводит РОО «Сообщество профессиональных социологов» и кафедра общей социологии НИУ «Высшая школа экономики» силами ведущих российских социологов и научной молодежи. Результаты исследования широко публикуются в научной периодике и в СМИ.

Вечер памяти Е.И. Куманькова. Принимают участие ведущие артисты Малого театра, артисты кино, творческий коллектив журнала «Наше наследие», преподаватели и профессора Московской государственной консерватории. В формате литературно-художественной и музыкальной композиции в записи демонстрируются фрагменты спектаклей и широко известных фильмов, в создании которых принимал участие Е.И. Куманьков. Также читаются отрывки из дневников художника, его книг и статей, посвященных Москве.

Создание мультимедийной экспозиции «История в шаговой доступности». Показ позволяет зрительно охватить не только коллекцию подлинных произведений московской графики Е.И. Куманькова, но и виртуально дополнить ее многими произведениями художника, остающимися в хранении музеев и картинных галерей.

Реюньон москвичей старшего возраста «Я помню, как это было...». Москва в воспоминаниях коренных-москвичей и представителей московских династий, свидетелей этапов эволюции города и значимых исторических событий. Воссоздаются паттерны повседневности московской жизни. Участники встречи психотерапевтически погружаются в пласты мемориальных практик. На фоне работ Е. Куманькова на стенах выставочного интерьера демонстрируются многократно увеличенные мультимедийные проекции работ художника, которые не вошли в экспозицию. Воссоздается эффект присутствия и наплыва временных-исторических слоев памяти. Финальное ретро-чаепитие в своей сервировке воспроизводит повседневную застольную культуру прошлых времен и кулинарные рецепты из собрания широко известной москвичам книги «О вкусной и здоровой пище».

Время проведения: 17 февраля 2019 – 16 апреля 2019
Место: Библиотека №4 имени Е.А. Фурцевой, Фрунзенская наб., д. 50

Проект спонсируется грантом мэра Москвы для НКО «Наше наследие. Сохранение культурного и исторического достояния».


Мальчик у окна.

Город, который всегда с нами и в нас

Почему Москва моя главная тема? Трудно сказать… У города своя судьба, своя биография, свое лицо и своя душа. Поэтому с какого-то момента начинаешь любить город. Свой город и никакой другой. Он и сам становится твоей судьбой, биографией, лицом и душой. Быть может, твоим зеркальным отражением.
Но в отношениях «художник-город» не все так просто и благостно. Как и в отношениях двух людей. Здесь есть место и любви, и ненависти, и взаимному отчуждению, и многому другому. И когда подводишь итоги творческого пути, понимаешь, что рассказать зрителям выставки сегодня надо о самом главном, о том, в чем ты смог выразить себя наиболее полно. И для меня это – Москва.
Меня не раз подвигали на создание буквалистской летописи московской истории и архитектуры. Подразумевалось, что следует дотошно, дом за домом, квартал за кварталом отображать, иногда домысливать и реконструировать уходящий облик города. Но, честно говоря, такая методичность никогда не воодушевляла меня (хотя во всем старался я придерживаться исторической реальности). Но, нет, не хотел я создавать посмертную маску старины. Москва всегда была для меня живым существом. И как каждое существо она болела, рождалась и возрождалась, менялась. Но всегда жила. Поэтому мое внимание всегда привлекали черты изменчивости города, наложения старины и модерна, иногда-то, что принято называть контрастами, иногда – гармония внешних архитектурных форм и внутреннего состояния души города.
Московские работы – по всей видимости, самое главное художническое полотно моей жизни, пусть и разбитое на десятки и сотни отдельных графических и живописных «кадров». Пусть проходят они перед зрителями, Бог даст, оставляя память о городе, который всегда с нами и в нас.

Евгений Куманьков



Дворик в Спасопесковском. 1963


Праздничный вечер в Плотниковом переулке. 1995


Зимой (Большой Афанасьевский). 1992